2012 год станет переломным для российских страховщиков. По оценкам экспертов, от 200 до 300 компаний могут покинуть рынок в связи с новыми требованиями к уставному капиталу. Оставшимся придется перестроить свою деятельность по новым законам. О том, как выжить в сложившихся условиях и при этом добиться успеха, в интервью «Уралинформбюро» рассказал директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Свердловской области Вадим Каточиков.
- Вадим Андреевич, в этом году компания РОСГОССТРАХ отметила 90-летие. С какими результатами свердловский филиал подошел к этой дате?
- Результаты хорошие - РОСГОССТРАХ по-прежнему является абсолютным лидером на региональном рынке. Мы опережаем ближайшего конкурента по объему сборов практически в три раза. В целом по всем видам страхования компания занимает 20% среднеуральского рынка. Сбор премий по итогам 9 месяцев 2011 года составил порядка 2 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2010 года на 16%. По «автогражданке» наша доля - 40%. То есть почти каждый второй житель Свердловской области застрахован по ОСАГО в нашей компании.
- К юбилею РОСГОССТРАХ дал своим клиентам и сотрудникам 90 обещаний по улучшению сервиса. Какие самые яркие Вы можете выделить?
- Особо хочется акцентировать внимание на следующем обещании: все, кто родился 6 октября 2011 года - в день рождения нашей компании, получат в подарок полисы страхования жизни. Сейчас мы собираем информацию по Свердловской области о новорожденных и будем вручать их родителям страховки.
Как и обещали, развиваем интернет-сервис. На нашем сайте можно рассчитать стоимость полиса, высказать свое мнение в разделе «Предложения и жалобы». Только в Свердловской области у нас 600 тысяч клиентов, и нам важно мнение всех этих людей.
- Наверное, улучшение клиентского сервиса поможет компании РОСГОССТРАХ завоевать еще большую долю рынка? Даже в кризис 2008-2009 годов на Среднем Урале она выросла.
- В кризис многие компании покидали рынок, и их клиенты перешли в другие компании, в том числе и в РОСГОССТРАХ. Во многом именно за счет этого мы продемонстрировали серьезный рост в кризисные годы. В среднесрочной перспективе мы планируем довести долю компании на региональном рынке до 30%. Но, подчеркну, это произойдет не сразу. Сейчас мы нормально развиваемся. Слишком большие темы роста - не есть хорошо, они требуют серьезных вложений: мало заполучить клиента, надо его еще и качественно обслуживать.
- Но с 1 января 2012 года ужесточаются требования к уставному капиталу страховых компаний. Для организаций общего страхования он должен будет увеличиться в 4 раза - до 120 миллионов рублей. Возможно, клиенты страховщиков, которые не смогут выполнить эти требования, придут в РОСГОССТРАХ?
- Сегодня на российском рынке работают 587 компаний. Порядка 280 из них до сих пор не заявили о том, что смогут привести уставный капитал в соответствие с законодательством. То есть покинуть рынок может треть компаний. Но в этом мы не видим ничего страшного. Из числа компаний, работающих на рынке на 1 сентября 2011 года, на первые 100 компаний приходится 90,6% рынка (с учетом ОМС), а на первые 50 компаний - 80% рынка. Более 40 компаний за первое полугодие собрало 0 рублей страховых премий. Подавляющее большинство аутсайдеров обладает 1-3 филиалами. Мы думаем, что клиенты даже не заметят потери этих «бойцов».
Мы ожидаем увеличения нашей доли, в том числе и за счет перетока клиентов. Однако повторюсь: мы не стремимся завоевать весь рынок и очень избирательно подходим к тому, какие направления стоит развивать, а какие - нет.
- Сегодня, по разным оценкам, средняя выплата по ОСАГО составляет 23-25 тысяч рублей. Однако вскоре клиентов ждут более весомые выплаты. Госдумой РФ одобрен в первом чтении законопроект о повышении лимита выплат по «автогражданке». До 400 тысяч рублей будет компенсироваться за ущерб имуществу каждого пострадавшего в аварии и до 500 тысяч - за вред, причиненный здоровью или жизни. Сейчас эти суммы в три-четыре раза меньше. В связи с этим Российский союз автостраховщиков заявляет о необходимости повысить базовый тариф по ОСАГО на 54%. Как Вы считаете, будут ли посильны такие затраты для россиян?
- Базовый тариф по «автогражданке» сегодня остается на уровне 2003 года - конечно, его необходимо менять. Но не следует воспринимать это только как повышение цены для потребителей - объем ответственности страховщиков также существенно возрастет. Лимит выплат за вред, причиненный жизни и здоровью, увеличится с 240 тысяч до полумиллиона рублей. Хотя 500 тысяч - слишком низкая цена для человеческой жизни, но правительство пока не решается еще больше увеличить лимит, так как стоимость полиса будет слишком велика.
Безусловно, полис подорожает, но давайте будем объективны. Во-первых, это не просто подорожание, а серьезное расширение лимитов выплат, то есть ответственности страховых компаний в случае наступления страхового события. И лимит выплаты, как вы понимаете, несоизмерим с суммой, заплаченной за полис. Во-вторых, все-таки мы говорим не о цене хлеба, а о цене содержания автомобиля - это немного разные вещи. Покупая автомобиль, человек понимает, что его содержание налагает на него определенные обязательства и требует соответствующих затрат - бензин, запчасти, техосмотр, сервисное обслуживание, страхование...
И в-третьих, хочу напомнить, что в начале 2003 года, когда вступил в силу закон об ОСАГО, 92-й бензин стоил 10 рублей за литр, сегодня в Екатеринбурге он стоит порядка 25,5 рубля. Но мы видим на улицах регулярные пробки, люди не отказываются ездить на машинах - их число в городе только растет. Поэтому, надеюсь, люди все же с пониманием отнесутся к повышению базового тарифа.
- Вадим Андреевич, какие еще законодательные изменения ждут страховой рынок в 2012 году?
- Следующий год будет очень интересным. С 1 января начнет действовать закон об обязательном страховании опасных производственных объектов. Наша компания к этому активно готовится. В России почти все крупные предприятия - частные, и государство не может и не должно отвечать за тот вред, который они могут причинить третьим лицам или окружающей среде. Наша страна уже столкнулась с огромным количеством техногенных катастроф - таких, например, как трагедия на шахте Распадской или авария на Саяно-Шушенской ГЭС, где погибло и пострадало много людей и был нанесен крупный ущерб и государству, и третьим лицам. У государства в этой ситуации два возможных выхода - либо возмещать последствия таких аварий из федерального бюджета, либо - через страхование. Новый закон призван создать для каждого предприятия своего рода финансовую «подушку» на случай аварии или опасного инцидента.
Еще один закон, который вступит в силу с Нового года, - о сельскохозяйственном страховании с господдержкой. Этот закон следует воспринимать как важную социальную меру. Сельхозтоваропроизводители не всегда могут создать резервные фонды на случай неурожая. Фактически, для многих неурожай - это банкротство. Мы надеемся, что сельхозтоваропроизводители осознают необходимость защиты бизнеса от неблагоприятных погодных условий и начнут защищать эти риски с помощью страхования, а не надеяться на помощь со стороны правительства. Тем более что 50% от начисленной страховой премии будет оплачиваться государством.
И наконец, готовится к принятию закон об обязательном страховании перевозчиков. Мы летаем на частных самолетах, плаваем на частных теплоходах, а отвечает в случае ЧП опять же государство, так как перевозчикам не хватает денег на покрытие убытков. Яркий пример - затонувшая «Булгария», на борту которой погибли более ста человек. Необходимость страховать ответственность перевозчиков продиктована временем.
- На уровне Правительства ведутся разговоры о том, чтобы ввести обязательное страхование застройщиков, работающих на рынке долевки. Как Вы считаете, необходимо ли такое нововведение и готовы ли страховщики в случае банкротства девелопера достраивать дом или возвращать средства обманутым дольщикам?
- Я считаю, не надо бросаться из крайности в крайность. Не нужно перекладывать ответственность за всё на страховые компании. Я придерживаюсь позиции, что обязательно страховать следует только те процессы, которые от человека не зависят, - это катастрофы, спровоцированные природными катаклизмами, техногенные аварии.
Я склоняюсь к тому, что сами застройщики должны анализировать свои финансовые риски. Можно, конечно, обязать страховые компании отвечать и за них, но это попросту расслабит строителей - они будут уверены, что в любом случае за них заплатят.
Сегодня страховщики практически не работают на этом рынке, поскольку реально оценить риски при долевом строительстве практически невозможно, а покрывать вред, причиненный жуликами, за счет страховых компаний - это неправильно.
- Вадим Андреевич, какие страховые продукты сегодня наиболее востребованы на рынке?
- Активно продолжают развиваться традиционные направления - страхование имущества физических лиц, корпоративное страхование, ипотечное страхование. Все активнее люди приобретают и полисы страхования жизни.
- Но когда мы встречались с Вами год назад, Вы говорили, что страхование жизни в России не пользуется популярностью...
- Да, и если сравнивать объемы рынка страхования жизни в России и на Западе, то наши цифры несопоставимы с западными, где это один из самых востребованных видов страхования. Тем не менее и в России в 2011 году интерес к этому продукту вырос в разы. Мы считаем это направление очень перспективным и будем продолжать его развивать. Наши агенты постоянно работают с населением, объясняют, для чего нужен этот продукт, и результаты не заставляют себя ждать.
Страховые компании могут конкурировать с банками на рынке частных инвестиций. Человек, доверив нам деньги, получит больший доход, чем если бы он положил средства на депозит в банке. Например, у нас доходность превышает 10,5% годовых. Причем это же не только накопление, но еще и рисковая составляющая - человек знает, что если с его здоровьем что-то случится, он получит страховую выплату. Договор страхования жизни можно заключить на срок от 5 до 25 лет.
- Какие еще задачи РОСГОССТРАХ ставит на ближайшую перспективу?
- Наша основная цель - улучшение клиентского сервиса. В 2011 году РОСГОССТРАХ произвел ребрендинг дочернего «Русь-Банка» - теперь он называется РОСГОССТРАХ БАНК. В перспективе мы планируем в наших офисах предоставлять продукты этого банка, а в финансовой организации в свою очередь появятся специалисты по страхованию. Также к услугам наших клиентов был открыт Негосударственный пенсионный фонд «РГС». Мы хотим, чтобы в компании РОСГОССТРАХ человек мог получить полный комплекс финансовых услуг.
Беседовала Мария ТРУСКОВА.
Вся пресса за 13 декабря 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Маркетинг, Тенденции, Игроки, Управление, Страхование жизни, Страхование ОПО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
Курсив, Ташкент, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
|
Лента.Ру, 26 ноября 2024 г.
Названы способы сэкономить на покупке ОСАГО
|
25 ноября 2024 г.
|
|
360.ru, 25 ноября 2024 г.
«Нужно стартовать от 1 млн рублей». Автоэксперт — о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-FM, 25 ноября 2024 г.
Возгоранию подбирают причины
|
|
Regnum, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт объяснил идею повысить штрафы за езду без полиса ОСАГО
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|